Мотобуксировщики или чудный зимний мир

Я сознательно не стал выливать кучу восторгов, откладывая статью «до талого», и ожидая что куча восторгов сменится более разумными эмоциями. Но нет! Эмоции остались. Итак, чем же можно заняться зимой в деревне?


Упс, спойлер

Зима у нас не такая и продолжительная, поэтому покупать что-то неоправданно дорогое и затем смотреть замороженные деньги всё лето не хотелось. Ну и конец года оказался не очень богатым, так что выбор был между новой мотособакой или старым снегоходом. Чинить древние железки не хотелось от слова совсем, а то что всё ломается сразу стало понятно по паре товарищей купивших старые японские снегоходы. Кроме этого я попытался сформулировать свои хотелки:

1. Мне не надо на нем далеко ездить, поле чтобы покататься сразу за домом.

2. Основные задачи — развлекательные покатушки для себя и возить детей на санках-ватрушках как зимнее развлечение.

3. Лучше новый. Чинить что-то в мороз так себе развлечение. И если оно сломается не прямо около дома — тем более.

4. Легкий, чтобы не было страшно застрять одному и не надо было три часа откапывать.

5. Возможно мобильный, чтобы можно было быстро погрузить и поехать куда-нибудь на покатушки (на пруд с друзьями, те же ватрушки потаскать)

Опять спойлеры…. До чего мы докатились

И тут очень удачно подвернулись шашлыки на одном из пригородных прудов, куда нас пригласили, и на который двое товарищей из участвующей компании, просто в багажниках, привезли мотособак. Собаки были «не в чистом виде», а с модулями, (одна с корытом, другая с лыжами) и вообще без остановки весь день катали детей. Мы попробовали покататься по целине, везде где застревали получалось вытолкать руками, и я задумался…. В отличии от снежика собака будет новая, с популярным двигателем Лифан который хорошо заводится в любой мороз и запчастями в наличии с любом сельпо… Гусеница-катки-подшипники, все в наличии.

Синяя мотособачка…
… и красная. Попроще и с более узкой гусеницей, но по целине лазила наравне с синей.

Соседняя компания приехала с Бураном. Махина ездила по сути так же, боялась соваться на лёд пруда, воняла маслом, и не вызывала особых положительных эмоций после мысли «а если оно сломается вон там в овраге?». Но ездила конечно по рыхлому снегу хорошо, этого не отнять. Лучше собак.

Разумеется бюджет это важно — зима рано или поздно закончится и всё лето смотреть на замороженные деньги будет обидно. На тот момент получалось что либо старый японский снегоход, либо опять же не новый буран, либо новый мотобуксировщик.

Взвесив все за и против — «эээх, была не была», буксировщик. К тому же собака фирмы БТС с длиной 130 см ещё и оказалась в наличии в местном магазине. До этого были отсмотрены часы видео на ютубе конечно, поэтому обязательно нужны были передний привод и широкая гусеница. И вариатор Сафари.

Поехал в магазин, закинули в машину. Буксировщик прекрасно влез в трудоголика Форд Фьюжен со сложенным задним сиденьем, даже детское кресло не пришлось снимать. Будь машина подлиннее и не мешали бы задние арки торчащие в багажник — поместился бы поперек. Это был основной аргумент за более короткую платформу, 130 против 145 см.

Мотособака в багажнике легковушки

Заводится лифановский двигатель разумеется без проблем в любой мороз, это не новость, единственное что удивило — завод не только не комплектует аккумулятором, но даже проводки и установочного места под него нет. Только стандартные наклейки на моторе — «плюс сюда — минус туда», пришлось немножко колхозить.

Сбоку виден «баклахо-тюнинг», это чтобы ручной стартер льдом от тающего снега не прихватывало

Электростартер по сути и не пригодился, в любом случае наклоняешься к подсосу — удобней в этот момент дёрнуть ручной заводилкой. Но его наличие это по сути элемент дублирования. На ручной стартер летит снег, из-за этого иногда примерзают лепестки. Дёргаешь ручку для старта, а он крутится вхолостую, не захватывает двигатель. Снеговой щиток из пятилитровой бутылки конечно решил эту проблему, но это небольшая непродуманность конструкции.

И вот он первый выезд, первый опыт управления собакой без лыжного модуля. Напомню что это начало зимы — первый глубокий рыхлый снег без слоёв наста. Встаю в сани, еду в поле, и… «Что за фигню мы купили!!!! Как на этом ездить!!!» Разочарование впрочем длилось недолго. Первые пару дней собака конечно бессовестно ездила туда куда надо ей, и при этом зарывалась по самые её железные уши в случае ошибок. Остановился и резко нажал газ — копай. Сильно заложил в повороте и перегазил — копай. Поехал там где снег более рыхлый — копай! Потом мы начали получать от поездок удовольствие! От планов что нам неё будет ездить мой отец- пенсионер пришлось отказаться. Какой там унылый мотоблок — это сноуборд с моторчиком!!! Спортивный снаряд! Я уже написал про «заложил в повороте» — да, именно, я не ошибся. Поворачивает эта штука как мотоцикл — надо закладывать и нажимать газ.

Вжжжж… приехали. Копаем! Фара светит хорошо, всё видно.

В первый день у меня болело всё. Болела не только спина, но и даже подмышки. Я до этого времени не знал что подмышки умеют болеть.

Итак, примерно к третьему выезду появилось понимание, уверенность, смелость и покатушки начали приносить кайф! Когда едешь по белому пухлячку в поле, полное ощущение что скользишь на катере. Я приезжал после работы пораньше, чтобы по светлому времени успеть порассекать зигзагами, все окрестности украсились многочисленными пересекающимися следами санок.

Поле исчертили следы

Стало приходить понимание про то что снег всегда разный, где и как стоит ездить, копать стал реже. Понял что в большинстве случаев виновата не собака, а отсутствие моего опыта — на снегоходе я закопался бы так же.

Не получилось в горку заехать, надо было перпендикулярнее

Кстати, к слову, если ехать по снегоходному следу — то это вообще автобан. Сама по себе собака всё-таки не любит горки из-за того что у неё нет впереди лыж. Она просто «едет прямо» в горизонтальной плоскости, копая снег до грунта. Но это опять же смотря по какому снегу, по мартовскому насту я уже залетал в горки без проблем, а до этого искал более пологие места или снегоходный след.

Опять горка не поддалась, слишком рыхлый снег

Итого под ожидаемые цели и задачи устройство легло идеально. Спортивный снаряд, развлекательные покатушки вечером после работы недалеко от дома, потаскать санный поезд и ватрушки с детьми — да, да и ещё раз да. Я очень доволен.

Можно кататься по кустам и лесу, не боясь зацепить лыжами за пенек. Очень маленький угол разворота, можно ездить кругами вокруг близко стоящих деревьев. В самом плохом случае когда совсем закопался — за пять минут окапывается лопаткой и разворачивается в собственный след, по которому гарантированно выбираешься на поверхность.

Кружочки по посадочкам. Даже если наедешь на пенек — ничего страшного

Повторюсь что мы всей семьей катались практически каждый вечер. Иногда все вместе в санках, иногда по очереди.

Катаюсь

Отмечу, что это совсем другой формат покатушек, не снегоходные. Один мой мой товарищ который настоятельно советовал «не покупать всякую фигню», а найти снегоход, практически день в день со мной (не специально, так вышло) — купил старый японский снежик. Сам правда называет его «почти новым, всего 2 тысячи пробег». Тоже очень доволен, но у него применение — поездки за 100-200 км. С шашлыками и алкоголем. Это уже не мой формат. За это время его несколько раз откапывали чуть ли не впятером из канав куда проваливался (одному вытащить такого бегемота нереально), два раза в лесу ломался бензонасос (и там же в лесу он его чинил, привозили запчасти из города). Несколько раз когда мы с ним обсуждали кто как катается я слышал фразы типа «сегодня не поеду — снег тяжелый ремни рвет». Я при этом ежедневно рассекал по своим окрестностям. Приезжал и просто бросал на улице, чтобы на следующий день завести и уехать кататься. Чинить что-то зимой — вот вообще не хочется, снег же он ненадолго. Поменял только масло, ну и под конец зимы всё- таки начал иногда чистить гусеницу, когда температура начала близиться к плюсовой. Просто потому что за ночь снег смерзался внутри гусеницы в камень.

Чистка гусеницы. Буксировщик лёгкий, так удобней всего.

Так что это две стороны зимнего отдыха, надо выбирать что ближе. Для чего бы не стал применять мотособаку — это как транспорт. Одно дело доехать по накатанному или по льду до места рыбалки, как это делает большинство их владельцев, или прокатиться на 5 километров, а совсем другое — ехать с целью куда-то доехать. Это будет очень тяжело и техника всё-таки не для этого, хотя видео про путешествия на мотособаках на ютубе тоже есть. Ездить по набитым «путикам» — вообще идеально. Правда скучно и рулится на твердом мотособака так же как мотоблок, но я сознательно параллельно с покатушками по случайным маршрутам набивал себе несколько основных твердых дорожек. Для лыжных прогулок (для лыж достаточно вообще один-два раза проехать), и круговые маршруты чтобы катать ватрушки. Эти дорожки прекрасно «работали» всю зиму, просто надо не лениться их обновлять после снегопадов. Для ватрушек надо укатывать пошире, раза три-четыре уже проехать.

На что надо обратить внимание и что бы я порекомендовал от себя. Обязательно основными должны быть узкие санки, они должны идти в след гусенице. По рыхлому снегу более широкие сани работают как якорь, собака просто зарывается на месте. Широкие сани удобно таскать в составе «снегопоезда» по укатанному, в них больше детей помешается.

Очень удобны оказались варежки на руль от «Бурана». Это мягкие муфты из искусственной кожи в которые вставляются руки. Подогрев я ставить поленился, а эксперименты с горнолыжными перчатками не дали эффекта, в -15 от ветра руки очень мерзнут, особенно указательный палец которым нажимаешь курок газа. Муфты на руль сами по себе тоненькие, но в них не дует и это самое главное, кататься стало очень комфортно.

Всегда, всегда брать лопату! Самое главное правило, руками рыть неудобно, а застрянешь обязательно, без этого кататься не интересно.

Реверс не нужен. Вес важнее, потому что разворачивать и выкапывать придется одному, а реверс это лишние 20 кг. И кстати — или из-за развесовки, или из-за размещения приводной звезды, но буксировщик легче поворачивает направо, чем налево. Думаю дело всё-таки в том, что я повесил очень тяжелый снегоходный аккумулятор справа, в следующем году буду экспериментировать с центром тяжести.

Покатались вдвоём

И самое главное — после того как я научился ездить на своём, ко мне приехал в гости товарищ с которого всё начиналось и привез свой буксировщик с модулем-толкачем (это когда впереди не лыжи, а корыто с рулем утрамбовывающее дорогу). Наверное это ожидаемо, но каждый остался при своём мнении. Ему показалось тяжеловато ездить на моём, а мне неудобное управление толкачем и его валкость.

Моя собачка, и буксировщик с модулем «толкачем»

По твердому насту он почти не поворачивает и едет всегда прямо. На рыхлом снегу когда пытаешься повернуть например налево, его начинает заваливать направо, рулежка очень странная и ездить нормально получается только прямо. Но при этом он без проблем залетает в горочки, в которые моя собака закапывается. При этом Михаил, владелец синенького буксировщика, в основном только таскает им ватрушки с детьми по более-менее укатанному снегу, поэтому его всё устраивает. Задачи у каждого свои, и наличие модулей позволяет гибко под эти цели подстраиваться. Мне для поля лучше подошел бы лыжный модуль, но превращение буксировщика в подобие снегохода лишит его изюминки.

И да, собака замечательно развлекает гостей. Приезжали на шашлыки гости, надо чем то развлекать пока мясо жарится — вывез в поле, показал как рулить, ушел жарить. Народ начал кататься по очереди. Через пять минут смотрю — копают. Через десять минут — копают. Через пятнадцать — катается очередной… А нет, уже все вместе копают. Очень хороший тимбилдинг. Те кто часто катается на лыжах как ни странно сразу начали хорошо ездить, видимо понимание снега главное. Это как мотоцикл, всё зависит только от твоего мастерства.

До талого!

Основной вывод — штука классная надо брать. Я реально прокатался до того момента когда в дворе стаял снег, и остановило уже то, что не хочется его пачкать по грязи и топтать газон. На финальной покатушке мы с приехавшим в гости из Москвы товарищем написали им в поле неприличное слово и пытались сфотографировать его с квадрокоптера. Жаль что метеоусловия — порывистый ветер и туман не позволили закончить эту статью красивой иллюстрацией. Вставляю просто с растаявшей грязью.
Зато я все-таки смог собрать всё в один текст, вместо отдельных эмоциональных урывков иллюстрированных одной-двумя фотографиями. Попробую в дальнейшем придерживаться такого формата публикаций. Даёшь текст!

Вам также может понравиться

About the Author: Евгений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *